Представители русской нечисти

На перепутье  всех дорог,

                                                                       При выборе любых решений,

                                                                       Между добром и злом порог

                                                                       Он контролирует все двери.

                                                                                                          О. Хуторянский

            С детских лет каждому человеку открывается мир сказок, былин, легенд, а вместе с ними в нашу жизнь входят представления о том страшном, таинственном и загадочном, что мы называем «нечистой силой». Книги тематической полки «Там чудеса, там леший бродит» расскажут о сверхъестественной стороне нашего мира.

 

            Нечисть у восточных славян – общее название для всех существ и духов, которые олицетворяют силы зла. Книга М. Власовой «Новая АБЕВЕГА русских суеверий»  рассказывает обо всех представителях русской нечисти от Амбарника до Яги-бабы в алфавитном порядке.

            Главным трудом своей жизни известный сказочник А. Н. Афанасьев считал «Поэтические воззрения славян на природу». Поверьям, о которых он рассказывает, порой не хватает логики. Чёрт коварен и многолик. Являться он может в любом образе. А ведьмой может стать любая смертная женщина, овладевшая специальными знаниями.

            Другой знаменитый фольклорист и этнограф ХIХ века Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» описывает рецидив полтергейста. Хозяева дома «как сядут за стол… начнёт некто швырять с печи шубами или с полатей бросать подушками. Так и выжила Кикимора хозяев из дома».

С водяным, лешим и другой нечистью знакомит книга А. Синявского «Иван-дурак». Важной приметой хозяина леса Лешего является то, что он правый лапоть надевает на левую ногу, а левый на правую. У каждого человека с правой стороны стоит ангел-хранитель, а с левой – чёрт. Вот и спрашивают вас, если что-то не ладится: «Ты что с левой ноги встал?»

            Фольклорно-сказочный персонаж Баба-Яга в сказках оказывается почти комическим героем, а изначально – это демон, служащий проводником в царстве мёртвых. Отсюда и костяная нога, помогающая ей переходить в тридевятое царство.

            Извечная борьба добра и зла только в сказках всегда заканчивается победой добра. В жизни всё намного сложнее. Верить или не верить – личное дело каждого человека. В любом случае произведения устного народного творчества – неиссякаемый источник знаний о жизни русского народа, его верований и представлений о мире.  

                                                Подготовила Р. П. Волчкова, зав. сектором