Клюев Валерий Викторович

К 60-летию со дня рождения

Первостроитель  (с 1976г.),  автослесарь АТП САЭС, ответственный по надзору за грузоподъемными кранами  отдела Главного механика УС САЭС (с 1979г.), начальник кранового участка Управления Механизации  УС САЭС (с 1981г.) 

      Валерий Викторович Клюев родился 15 июня 1954 года в деревне Мощинка Рославльского района Смоленской области в дружной трудовой семье. Мать всю свою жизнь проработала дояркой в совхозе

«Качаловский». Труд тяжелый, но везде поспевали её, не знающие отдыха руки, а в семье Клюевых росло трое детей, и каждому нужны внимание и забота.

     Валерий рос любознательным и цепким к знаниям пареньком. После окончания Доротовской восьмилетней школы он в 1969 году поступил учиться в Рославльский совхоз-техникум, и в 1973 году с отличием его закончил по специальности «техник-механик». Любимыми предметами в техникуме были механика, физика, математика. Кроме учебы, Валерий с удовольствием занимался различными видами спорта, в том числе лыжами, настольным теннисом. В том же, 1973 году, его призвали в ряды Советской Армии. Службу он проходил в ракетных войсках стратегического назначения в Архангельской области, городе Мирном, в должности старшины роты. Отслужив, Валерий пришел работать на Рославльский завод «Автозапчасть» наладчиком оборудования 4-го разряда. Работа ему нравится, но вот собственного жилья нет, и не предвидится еще очень долго. А тут под боком, всего в сорока километрах от Рославля, идет гигантское строительство, требуются специалисты.

     Валерий увольняется, и с 7 января 1976 года он уже автослесарь 5-го разряда в АТП Смоленской АЭС. Трудолюбие и старательность молодого слесаря замечены руководством АТП, и через полгода Валерий Викторович был назначен мастером по ремонту автомашин, а с 1978 года он уже старший мастер.

     Но неугомонный характер и стремление к новым достижениям не дают сидеть на месте, и 23 февраля 1979 года Валерий Викторович Клюев переводится в ОГМ (отдел главного механика) Управления строительства Смоленской АЭС на должность ответственного по надзору за грузоподъемными кранами. Главным механиком был в то время В.П. Пасынков. В августе 1981 года Клюев был назначен начальником кранового участка Управления Механизации  УС САЭС.

      Это было огромное подразделение, коллектив насчитывал более 650 человек. Участок был создан для обслуживания и ремонта всех видов грузоподъемных кранов, находящихся на стройке, а было их в то время 67, в том числе  башенные, козловые, дизель-электрические, автомобильные, железнодорожные.

      На монтаже 3-х энергоблоков Смоленской АЭС были установлены семь БК-1000, СКЛ-2200, СКР-3500, два КБ-640. Грузоподъемные краны использовались также на строительстве жилья и объектов соцкультбыта,  работали на строительстве кирпичного завода в городе Рославле, льнозавода в Ельне, на Смоленской ТЭЦ-2, на Брянском автомобильном заводе.

      Под руководством Валерия Викторовича был создан сплоченный коллектив, способный решать любые задачи, поставленные строительством. Основной задачей было  - обеспечение круглосуточной бесперебойной работы кранов на строящихся объектах. Для проведения ремонтных работ кранов была создана мобильная группа в количестве 28 человек, руководил которой А.Л. Плохотников. В состав этой группы входили специалисты «высшего полета», такие, как электрики А. Родин, А. Ломтев, слесари С. Лебедев, В. Диваков, С. Воробьев, Н. Зарецкий, И. Лобуренко и другие.

      На крановом участке работало около 280 человек. На башенных кранах БК-1000, СКР-2200, 3500 трудились Г.И. Кондратьев, Ю. Мизенщиков, В. Калин, Т.И. Дианова, И. Цидвинцева, Н. Киршман, Н. Карташова, Т. Зубова, В. Николаева, В. Васечкина, М. Пряхина, Т. Мусаштова. На гусеничных - Н.И. Манкевич, Ф.И. Алексеев, Н. Хлопонин, В.И. Митрущенков, П.Д. Занин, О. Овсянников, В. Лиханов, Ю.Я. Седунков, М.Д. Копоренко и др. Прорабом по кранам работал И.М. Шинов. Сегодня, спустя много лет, обо всех этих людях Валерий Викторович вспоминает с большим теплом и уважением, ведь работа была сложной, требовала знаний и собранности от специалистов. Соблюдением «Правил эксплуатации грузоподъемных кранов» занималась областная инспекция Госгортехнадзора, которую возглавлял К.И. Мелькин. Для проверки и контроля соблюдения «Правил» на стройку приезжали инспекторы В.В. Перегонцев, Ю.С. Винокуров, Л.П. Барбасов. Проводимые ими проверки всегда имели положительные результаты безопасной эксплуатации кранов, о чем сообщалось руководству строительства. За этими результатами стоял большой труд всего коллектива. Местный же надзор за эксплуатацией всех грузоподъемных кранов на строительстве осуществлял инженер УС САЭС М.И. Ивочкин, о котором Валерий Викторович говорит как о специалисте своего дела и называет «другом по жизни, соратником по работе». Серьезный контроль за безопасностью при работе грузоподъёмных кранов осуществлял и главный инженер строительства Н.П. Сотников.

     С большой благодарностью вспоминает Валерий Викторович Клюев бывших руководителей Управления Механизации Ю.Д. Скирду и В.З. Сипкина, называя их людьми старой закалки, огромного трудолюбия, с которыми было легко и интересно работать.

     После развала стройки Валерий Викторович перешел в СМАО «Брянскстрой» на должность главного механика и проработал в этой организации до февраля 2002 года. В этом же году Б.М. Рева предложил ему возглавить строительный участок на Смоленской АЭС в созданной им корпорации «Щит».

     Участок занимается строительством хранилища контейнерного типа на базе бывшего ДСК-6 и КП РАО.

     С горечью говорит Валерий Викторович о развале стройки: «Если бы Борис Михайлович Рева не уехал в Смоленск заместителем Главы области, то всё было бы по-другому - Управление строительства продолжало бы заниматься строительством, пусть и не в таком объёме, как раньше. Рева, как талантливейший руководитель, смог бы остановить развал». Это мнение подтверждается и фактами: на других атомных станциях строительные управления остались и продолжают успешно работать. Печальна и судьба грузоподъемных кранов, что потрудились на славу при строительстве Смоленской АЭС и города Десногорска: часть из них была продана, большая же часть разрезана на металлолом. Сегодня на Смоленской АЭС остался единственный экземпляр крана ДЭК-50, который, словно памятник, напоминает о славном времени строительства станции и нашего города.

      Но, как говорится, у истории не бывает сослагательного наклонения. Случилось всё так, как случилось... Главное, что сегодня есть работа, а значит и перспектива будущего.

                                                                         П.Голубцов