Зотова Ирина Петровна

К 65-летию со дня рождения

Август 1981 года…

     Ирина Петровна Зотова приезжает в Десногорск. За спиною химический факультет университета, а впереди большое желание преподавать в школе любимый предмет. Но действительность оказалась гораздо

проще.

     На тот момент в Десногорске была всего одна школа, и преподаватель по химии там уже был. Что делать? Не возвращаться же назад. Тем более что вторая школа уже строилась и была надежда устроиться в ней преподавателем. А пока она устраивается на работу на стройке в организацию  «Союзэнергозащита». Почему именно туда?

     - Мне почему-то казалось, - вспоминает она, - что эта организация имеет хоть какое-то отношение к химии. Но хотя там и были краски, всё делалось  не по химическим формулам, а по соответствующей технологии. То есть часть того, часть того. Через два дня после поступления на работу я уже работала мастером. Так что в строительстве Смоленской АЭС есть и мой труд. Я до сих пор помню номера помещений, в которых мы работали, и фамилии кураторов.

     Когда открылась вторая школа, Ирина Петровна уходит работать туда учителем химии.

     Но было в жизни Ирины Петровны Зотовой ещё одна работа, благодаря которой она вошла в историю нашего города.

     Дело в том, что, начиная с первых дней строительства Смоленской АЭС и города Десногорска, среди руководителей разных уровней, общественности и отдельных граждан время от времени шли разговоры о необходимости создания городского музея. Ведь уникальность  десногорской истории состоит в том, что за 20 лет на пустом месте было построено три блока атомной станции и современный город со всей инфраструктурой. Однако строительные будни в своей суете как-то отодвигали на задний план все эти музейные дела. Потом пошли перестроечные времена. Но в 1998 году администрацией города было принято решение о создании в Десногорске историко - краеведческого музея, и его первым директором стала Ирина Петровна Зотова.

     - Всё было ново и необычно,- рассказывает она. – Я поехала в музеи Рославля, потом в музеи Смоленска, там знакомилась с их работой, училась, создавала штатное расписание. Одновременно шёл ремонт помещения, которое выделили нам  для музея на втором этаже торгового центра «Феникс». Когда речь пошла об экспонатах, то вначале забрала все материалы по «афганцам» у Евгении Ивановны Пришлецовой, а потом обратилась к Николаю Кашкарову, и он принёс оружие, найденное бойцами поискового отряда «Обелиск». Кое-что собралось по истории города и станции. В Доме пионеров (ныне Дом детского творчества) был этнографический уголок: самовары, рушники и прочее. Так что начало этнографии было положено оттуда. Давали объявления в газеты, опрашивали знакомых, взрослые и дети приносили разные вещи, кое-что мы покупали у женщин из окрестных деревень.

     Первая экспозиция была посвящена 55-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Открытие музея было торжественным, событие-то необычное – в городе появился музей.

                                                                                             Г. Крупенин

Литература:

Крупенин, Г. Первый директор Десногорского музея/ Г. Крупенин//Как молоды мы были. Десногорск, 2009. – С. 65-69.