Рыцарь театра: к 195-летию со дня рождения А. Н. Островского

     Итак, Александр Николаевич Островский родился  в Москве на Малой Ордынке. Островский так передавал семейное предание о том, почему он был назван Александром: «Когда матушка Любовь Ивановна написала своему духовному отцу Михаилу в Смоленск о смерти второго сына своего Федора, и сетовала, что у нее дети не живут, он отвечал ей, чтобы она, если родится третий сын, назвала его Александром, и что Александр должен жить. Так и случилось. Это рассказывал мне отец, а также и о том, как

возили меня в Смоленск к отцу Михаилу на показ и за благословением».

     Драматург родился и вырос в самобытном и обособленном уголке города – Замоскворечье.

     Отец его, Николай Федорович, был сыном священника и сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую Духовную академию, однако, стал практиковать в Московском Городском суде. Николай Федорович дослужился до чина Титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.

     Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, оставила о себе память как женщина необычайно доброй души и жизнерадостного нрава. К сожалению, она рано ушла из жизни.

    Островскому не было еще девяти лет, когда умерла Любовь Ивановна после тяжелых родов.

     Отец остался с шестью детьми на руках. Младшие девочки-близнецы Надежда и Вера умерли вскоре вслед за матерью. Николаю Федоровичу предстояло одному воспитывать трех сыновей и дочь Наташу (любимая сестра Островского).

    Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке. В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и Александр смог получить прекрасное домашнее образование: знал греческий, латинский, французский, немецкий языки.

    Спустя пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Мачеха привила вкус к музыке, иностранным языкам. Александр, кроме названных, овладел английским, итальянским, испанским языками.

    В сентябре 1835 года Николай Федорович подал в Московскую Губернскую гимназию прошение принять туда своего старшего сына, «коему 12 лет, по-российски писать и читать умеет и первые четыре правила арифметики знает.» отец скромно просил определить сына «в такой класс гимназии, в который по экзамену он окажется достойным».

    Островский оказался достойным поступить в третий класс и начал носить гимназическую фуражку.

    После окончания 1-й Московской гимназии (1840_ он поступил в Московский Университет на юридическое отделение, но через два года, увлекшись литературой и театром, оставил учебу.

    У образованной Москвы 40-х годов было два любимых детища, которыми она гордилась, с которыми соединила главные свои надежды и симпатии: университет и театр.

     По требованию отца Александр Островский вынужден был устроиться чиновником в совестный суд. Затем перешел в коммерческий суд.

    Если бы спросить об Островском тех лет его сослуживцев по коммерческому суду, они, наверное, пожали бы плечами и ответили: «чиновник как чиновник, разве что мало успешен по службе и взяток не берет».

    Служба в суде вытравила из него «литературщинку».

    На литературное поприще А.Н. вступил во второй половине 1840-х годов как последователь гоголевских традиций.

   В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии: пьеса «Семейная картина».

    Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот или свои люди сочтемся».

    В основу сюжета были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, сделанные во время службы в совестном суде:

- ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи – дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы.

   В пьесах драматурга довольно часто встречается тип праздного, промотавшего дедовское и отцовское наследство дворянчика, ведущего охоту на богатых невест среди купеческого сословия, сколачивающего многомиллионные состояния и набирающего политическую силу.

    Это отражено в блестящих комедиях: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы».

    Одна из самых знаменитых пьес Александра Островского – драма «Гроза» (личная драма).

    Писал Александр Николаевич пьесу для Бенефиса актрисы Любови Павловны Косицкой.

    Вынашивая «Грозу», он будто ощущал рядом с собою незримое присутствие Косицкой – Катерины, слышал ее жаркое дыхание.

    Он писал Косицкой жаркие, полные страсти письма.

    До сердечных глубин, до беспамятства влюбился он в эту милую, одаренную и столь нужную ему женщину. А затем произошло неизбежное: он прямо предложил ей руку и сердце! И получил,,,,,,,,,,,, решительный отказ.

    Она отклонила предложение писателя, сказав ему, что он несвободен, и она знакома с его гражданской женой Агафьей Ивановной. Кроме того. Она призналась Александру Николаевичу, что любит молодого московского купца.

    С Агафьей Ивановной Островский прожил двадцать лет. А после ее кончины через два года обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая подарила ему четырех сыновей и двух дочерей (все дети от Агафьи Ивановны умерли в малолетстве).

    Из-под пера Островского вышла серия исторических хроник: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». «Тушино», «Василиса Мелентьева».

    Как правило, лето Александр Николаевич проводил в своем имении Щелыково в Костромской губернии. Утром 2 июня 1886 года он по обычаю работал в кабинете, рядом находилась старшая дочь Мария. «Вдруг отец вскрикнул «Ах, мне дурно» и упал» – рассказывала она.

    А закончим мы нашу встречу отрывком из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», написанную по весенней сказке Островского «Снегурочка».

    В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический. Снегурочка, пастух Лель, царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу – «творческому началу, связывающему жизнь в природе и людях» - враждебен суровый мороз.

    Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – высей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

    К 195-летию А.Н. Островскому в центральной библиотеке подготовлена книжная выставка. Добро пожаловать!

                                                  Л.И. Боборыкина