Алексей Константинович Толстой: поэзия, история, сатира. к 200-летию со дня рождения (1817-1875)

     Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)!» - так отозвался об Алексее Толстом в письме к М. В.Карамзиной в 1939 году не очень щедрый на похвалы нобелевский лауреат Иван Бунин.

     Алексей Константинович немного меркнет в ауре своих блистательных однофамильцев-писателей, дальних родственников - Льва Николаевича и Алексея Николаевича. В нём вообще мало блеска, скорее неяркий, но ровный свет. Всегда - «рядом» с великими. Ребёнком он сидел на коленях у самого Гёте, в его детский альбом рисовал сам Брюллов, ранние поэтические опыты одобрил сам Жуковский, а по

слухам - даже Пушкин. Был другом детства будущего императора Александра II. Членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности был избран в один день со Львом Николаевичем… И так всю жизнь.

     Ко дню рождения Алексея Константиновича Толстого (5.09.1817- 10.10.1875) в читальном зале  Десногорской центральной библиотеки открылась выставка-знакомство «Проносит времени река его творенья сквозь века».

     Заглянем в «Истоки известного рода» (1 раздел выставки). Среди родственников писателя были граф А. К. Разумовский, скульптор Ф. П. Толстой. Писатель Антон Погорельский (дядя Алексея Константиновича) сделал своего племянника главным героем в книге «Чёрная курица». Да и сам Алексей обладал уникальными способностями. Он  был очень сильным. Он мог разгибать подковы и пальцем вгонять гвозди в стену. Не боялся ходить в одиночку на медведя с рогатиной.

      Представлено на выставке и поэтическое наследие А. К. Толстого, его любовная лирика, поэтическая сатира («Струи поэзии»). Любовная лирика поэта в основном посвящена Софье Андреевне Миллер.  Многие творения, которые создал Алексей Толстой, положены на музыку. «Средь шумного бала…», «Колокольчики мои...» и другие  произведения стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский

     Именно А. К. Толстой ввёл в литературу образ вампира. Его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики.

     Он является создателем  исторического романа «Князь Серебряный», опубликованного в 1863 году, драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). («Струи поэзии»).

     Посвящён раздел и литературе об удивительном человеке, поэте и чиновнике, - образе, созданном фантазией и редким сатирическим даром А. К. Толстого (совместно с братьями Жемчужниковыми) - бессмертном Козьме Пруткове, чей совет «Смотри в корень!» поможет понять творчество великого русского классика. («В устье Козьмы Пруткова»).

      Не будет преувеличением сказать, что Алексей Толстой, несмотря на весь исторический почёт, окружающий его имя, замолчан в русской культуре. В лучшем случае, он не понят, несмотря на свою классическую ясность. Чтобы приподнять «завесу умолчания» в юбилейный год писателя перечитайте ещё раз его бессмертные произведения.

       Мы ждём вас в библиотеке!

Р.П. Волчкова, зав.сектором