Хранитель каменной летописи Отечества

      В архитектуре как в литературе, музыке, живописи отражается духовная культура общества. Работами зодчих восхищается не одно поколение. Их творения, если не разрушат, живут века. Иногда имя зодчего становится крайне популярным благодаря его неординарному стилю проектирования. А что мы знаем о реставраторах старины? Приступая к работе над памятником, реставратор получает сведения о технологии и приёмах строителей и таким образом качественно пополняет запас своих профессиональных знаний. Он обязан уметь «читать» историю строительства памятника по следам работы мастеров прошлых столетий. Реставратор должен обладать

достаточным опытом и мастерством.

       Таким человеком был Пётр Дмитриевич Барановский – российский, советский архитектор, известный больше как реставратор памятников древнего зодчества, а также как один из авторов новых методов реставрации и консервации архитектурных объектов.

       Жизнь Петра Дмитриевича была трудной, но интересной. Благодаря его трудам мы можем восхищаться трудами известных архитекторов, возможно если бы ни его усилия некоторые из них мы бы не увидели.

        Пётр Дмитриевич родился на Смоленщине в 1892 году, окончил строительно-техническое училище. Будучи студентом, он разработал проект реставрации Болдинского монастыря под Дорогобужем, который построил Фёдор Конь. За эту работу Барановский был награждён золотой медалью Русского Археологического общества.        

       С началом Первой мировой войны Барановский был призван в армию в качестве военного инженера строительного участка.

В начале 1920-х годов Пётр Дмитриевич возвращается в Москву и разворачивает работу по охране и восстановлению памятников старины усадьбы-музея Коломенское, Казанского собора в Москве. Путешествовал по северу России.

        Во многом благодаря Барановскому сохранился и старинный Спасо-Андроников монастырь, известный тем, что здесь жил и работал Андрей Рублёв.        

        Не многие знают тот факт, что благодаря Барановскому мы можем любоваться храмом Василия Блаженного. По решению советских властей, на Красной площади, ставшей местом проведения демонстраций трудящихся, не было места церквям. Нависла угроза над одним из самых великих памятников древнерусской архитектуры – Покровским собором, известным больше как храм Василия Блаженного. Барановский выступил в защиту храма. По поводу сноса древнего памятника он написал Сталину, и его оставили. Архитектора арестовали и сослали в сибирские лагеря, где он и пробыл три года.           

        Помимо плодотворной деятельности в области сохранения и восстановления ценных архитектурных памятников, Барановский занимался сбором сведений о русских зодчих. В его собрании были материалы о более чем 1700 древнерусских архитекторах. Из этих материалов он хотел создать Словарь древнерусских зодчих.

        В 1966 году Пётр Барановский стал одним из основателей «Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры», призванного возвести  охрану памятников в ранг государственной политики.          

        За годы своей жизни Пётр Дмитриевич создал более ста различных музеев.

        В России нет памятника Петру Барановскому, нет улицы Барановского или хотя бы переулка. Есть несколько установленных благодарной общественностью памятных табличек, одна из них - рядом с той комнаткой в Новодевичьем монастыре, которую ему выделила когда-то советская власть, на которой выбито «ВЕЛИКОМУ РЕСТАВРАТОРУ РАДЕТЕЛЮ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕТРУ ДМИТРИЕВИЧУ БАРАНОВСКОМУ».

       В холле библиотеки подготовлен информационный стенд «Штрихи к портрету Петра Барановского»: 125-летию со дня рождения. Приглашаем вас в библиотеку, чтобы познакомиться с жизнью и деятельностью нашего земляка Петра Дмитриевича Барановского.

С.В. Шеина, зав.сектором